Администрация Невельского муниципального округа
Невельский муниципальный округ Сахалинской области

Детские правонарушения как признак девиантного поведения

В педагогической литературе часто фигурирует понятие «трудный ребёнок». Но что значит «трудный»? Для кого, чем и почему? «Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный…», - писал Януш Корчак – «Современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить всё, что является волей и свободой ребёнка, стойкостью его духа, силой его требований». «Трудный ребёнок, подросток» подчас всего лишь неудобен для взрослых, для их собственного психологического удобства в отношениях с ним. Однако, многие особенности поведения детей в современном обществе нас по-настоящему заботят и требуют оценки.

В педагогической литературе часто фигурирует понятие «трудный ребёнок». Но что значит «трудный»? Для кого, чем и почему? «Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный…», - писал Януш Корчак – «Современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить всё, что является волей и свободой ребёнка, стойкостью его духа, силой его требований». «Трудный ребёнок, подросток» подчас всего лишь неудобен для взрослых, для их собственного психологического удобства в отношениях с ним. Однако, многие особенности поведения детей в современном обществе нас по-настоящему заботят и требуют оценки.
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Отклонения поведения от принятых в обществе социальных и нравственных норм, ведёт к его нарушению. В настоящее время с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся поведение» или девиантное.
Девиантное поведение (лат. Deviatio-отклонение) - это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Это связано с неопределенностью социальных ожиданий. Тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не означает, что оно всегда им соответствует. Даже идеальное общество не может оставаться надолго идеальным.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Первая - это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья при наличии явной или скрытой психопаталогии. Такое поведение наиболее характерно для учащихся коррекционной школы. Вторая категория – это антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные и культурные нормы, особенно правовые
Причины девиантного поведения детей и подростков лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека.
Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание, и наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействия в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребёнка. Поэтому Ю. А, Клейберг, Т. Р. Алимханова выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.
Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).
Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечёт за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.
Социальный фактор отражает взаимодействие подростка в социуме (семья, школа, другое окружение).
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потери смысла существования.
Одной из форм асоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления – общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершенное с умыслом или по неосторожности вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. Проступок – это тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Подросткам присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения совершаются из-за озорства, любопытства, немотивированной агрессии. На сегодняшний день к подростковым правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды. Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения, вплоть до вооруженного воздействия, в отношении других субъектов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.
Выделяются следующие социальные формы насилия:
- физическое, включая телесное повреждение;
- эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации;
- сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов;
- пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе.
Чтобы устранить нависшую над обществом угрозу девиантного поведения несовершеннолетних необходимо как можно быстрее централизовать и четко скоординировать программы непрерывного, целенаправленного действия, которые включала бы в себя:
- привлечение государственными структурами и, прежде всего органами исполнительной власти всех уровней к участию в движении за здоровый образ жизни;
- организацию работы по месту жительства в микросоциуме как целостной государственно-общественной системы социальной поддержки молодого человека;
- обеспечение востребованности услуг, связи молодежи с подростково-молодежными центрами;
- принятие мер не только по недопущению сокращения детских клубов, но и расширению их сети с тем, чтобы оказать как можно большому числу лиц, квалифицированную помощь;
- оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
- гуманизация социальной среды.
Подводя итог, необходимо отметить, что, не смотря на достаточную разработанность, проблема девиантного поведения подростков не теряет своей актуальности в связи с изменениями последних лет, происходящими в нашей стране, а соответственно - в семьях и в межличностных отношениях между подростками, что способствует формированию эмоциональных нарушений и проявлению девиаций.

Перепеляк Е. педагог-психолог
ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике