Технический прогресс, как медаль, имеет две стороны. Одна облегчает труд людей, делает нашу жизнь более комфортной, упрощает общение друг с другом. Другая, наоборот, порождает новые проблемы. И среди них - вероятность стать объектом элементарного обмана. Причем зачастую мы, даже подозревая, что нас, как говорится «разводят», тем не менее заглатываем соблазнительную наживку, и этим охотно пользуются разного рода мошенники.
Как действуют преступники, какие уловки используют? Вот некоторые из них.
Высылаю предоплату
Наиболее массовым явлением последних лет стали факты дистанционных хищений с банковских карт и счетов граждан. Преступники не обошли вниманием предоставляемые кредитно-финансовыми организациями многочисленные услуги удалённого доступа к управлению своими денежными средствами. В данном случае хищение становится возможным ввиду разницы в знаниях преступника и потерпевшего о работе различных сервисов, с помощью которых имеется возможность осуществлять переводы. Цель мошенников - получение путём обмана конфиденциальной информации о банковской карте потерпевшего. Для этого ими придумано несколько способов.
Так, преступники звонят гражданам, разместившим объявления о продаже каких-либо товаров, предлагают внести предоплату и просят назвать реквизиты банковской карты, номер, срок её хранения, а также цифровые коды. Их наглость дошла и до того, чтобы требовать ПИН-коды, хотя, судя по распространённости таких злодеяний, многие граждане готовы сообщить незнакомцам даже эту информацию. Что впоследствии происходит с деньгами жертвы, объяснят не надо.
Ваша карта заблокирована
Здесь главную роль играет опять-таки техническая неграмотность людей. К примеру, вам приходит СМС-сообщение о проблемах с банковской картой. Если гражданин позвонил по указанному в тексте сообщения номеру телефона, то преступник, представляясь сотрудником службы безопасности банка, сообщает, что произошёл программный сбой и для его устранения необходимо сообщить конфиденциальную информацию о банковской карте.
Не сообщайте не кому, даже сотрудникам банка свои подтверждающие пароли, ПИН и CVV- коды от банковских карт.
Вредоносные программы
Есть и более «продвинутые» мошенники, которым вообще не требуется разговаривать со своими жертвами. С 2014 года получили распространение хищения с банковских счетов без волевого участия потерпевшего. То есть ни СМС-сообщения, ни звонков клиенту банка не поступает, при этом операция осуществляется без его ведома. Во всех случаях обманутыми оказываются пользователи услуги «Мобильный банк» и устройств сотовой связи на базе операционной системы «Андройд» и «Виндоус мобайл». При переходе по ссылке на какой-либо интернет-ресурс на смартфон потерпевшего устанавливается приложение, которое дает возможность неизвестным лицам осуществлять банковские операции без его ведома. При этом блокируется поступление от кредитной организации СМС-сообщений с информацией о проводимых операциях.
В принципе, говорят специалисты, уберечься от мошенничеств несложно, потому что любое «телефонное» преступление становится возможным только при активном содействии со стороны самого потерпевшего. То есть достаточно просто не передавать деньги неизвестным лицам, не сообщать информацию о своем счёте посторонним. Тем более что предупреждения об этом имеются и на сайтах купли-продажи, и в текстах служебных СМС-сообщений банков. Следует относиться критично к чересчур выгодным предложениям о покупке или продаже товаров и всякого рода выигрышам в лотереи. Необходимо помнить, что бесплатный сыр, как известно, только в мышеловке. И не забывать, что строки Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» сказаны совсем по другому поводу.