
Взгляни в ночное небо, веря в чудо,
Представь, что наяву, а не во сне.
Все звезды, как фонарики на судне,
Сверкают во вселенской тишине.
Как будто, приближаясь постепенно,
И в летний зной, и вьюжною зимой
Погибшая команда после лова
С путины возвращается домой…
19 января 1965 года в Беринговом море произошла ужасная трагедия, которая унесла жизни около 120 человек. В результате сильнейшего шторма, обледенения и гибели четырех судов – средних рыболовных траулеров «Севск», «Себеж», «Нахичевань» Невельского управления тралового флота и судна «Бокситогорск» из Приморского края – черная, жестокая морская пучина стала братской могилой для рыбаков. Из года в год 19 января мы, как и полагается в таких случаях, поминаем погибших. Так было и в этот раз, так будет всегда. Память об этом событии навсегда останется в сердцах всех, кто связан с морем и его опасностями.
Вот уже 60 лет прошло с того трагического дня, когда в наш город пришла ужасная весть о гибели моряков. Каждый год, 19 января, мы собираемся, чтобы отдать дань памяти тем, кто не вернулся с промысла. Десятки сахалинцев – родственники рыбаков, представители органов власти, общественники, курсанты мореходного училища и жители Невельска – пришли на траурную церемонию в районный Дом культуры имени Г.И. Невельского.
Исполняющий обязанности губернатора Сахалинской области Алексей Белик выразил соболезнования и отметил важность сохранения памяти о погибших. «Эта трагедия – часть нашей истории, и мы должны помнить о тех, кто отдал свою жизнь ради нас», – сказал он.
К словам заместителя губернатора присоединились мэр Невельского муниципального округа Алексей Шабельник, который подчеркнул значимость единства и поддержки для всех, кто потерял своих близких в тот страшный день, а также председатель Собрания Невельского муниципального округа Иван Насыпайко.
В числе участников церемонии были внуки капитана СРТ «Себеж» Михаила Дворянцева, которые специально приехали из Санкт-Петербурга. Внук Андрей Матвеевский рассказал о жизни своего деда и о том ужасном моменте, когда их семья узнала о трагедии. Он также поделился историей золотых часов, подаренных деду на 50-летие Сахалинского флота, которые теперь передаются по наследству.
После церемонии в Доме культуры участники переместились в сквер памяти погибших рыбаков. Здесь состоялось возложение венков и была отслужена заупокойная лития по погибшим. Представители области, администрации и Собрания Невельского муниципального округа, рыбопромышленных предприятий, рыбаки, курсанты Сахалинского морского колледжа, представители общеобразовательных школ города, учреждений, организаций, общественных организаций и жители района возложили цветы к мемориалу в память о тех, кто не вернулся из рыбопромысловых экспедиций.
Вспоминая те страшные дни, стоит отметить, что каждую зиму и весну, начиная с 1959 года, суда Беринговоморской экспедиции выходили в район островов Прибылова. Эти операции были крупнейшими в мире для рыбодобывающего флота, в которых одновременно участвовало до двухсот кораблей. В Беринговом море рыболовную деятельность по вылову сельди вела Беринговоморская промысловая экспедиция, состоящая из Камчатской, Сахалинской и Приморской рыболовных флотилий.
В тот злополучный день несколько десятков судов находились непосредственно в Бристольском заливе у берегов США. 18 января 1965 года часть судов, закончив сельдевой промысел в северной части Бристольского залива, двинулась к югу, где промысловая разведка обнаружила камбалу.
Переход на юг сопровождался сильным волнением моря и порывистым ветром при большой минусовой температуре: температура воздуха до –21°C, порывы ветра до 35 м/с, шторм силой до 10-12 баллов с волнами высотой в несколько метров. Началось обледенение судов: корпусов, надстроек, тросов, такелажа и рыболовного оборудования.
Руководство промысловой экспедиции, оценив складывающуюся обстановку, дало указание всем судам отойти севернее, к самой кромке сплошных льдов, которые гасили большие волны, а следовательно, можно было избежать серьёзного обледенения. Практически все суда сумели отойти севернее и укрыться от непогоды, прижавшись ко льдам.
Ночью шторм усилился, и в полной мере это ощутили на себе те, кто ещё не успел подойти к спасительной кромке льда. Четыре средних рыболовных траулера – «Севск», «Себеж», «Нахичевань» и «Бокситогорск», – экипажи которых отчаянно боролись с обледенением, с каждым часом всё больше и больше теряли свою остойчивость и уже с трудом могли противостоять качке. Лёд нарастал со скоростью 2–3 сантиметра в минуту (10-15 тонн в час). Для судов, длина которых не превышала 40 метров, а водоизмещение было не более 500 тонн, это было критически опасно. В результате обледенения суда потеряли остойчивость, перевернулись и затонули.
Единственным выжившим в страшной трагедии стал старший мастер добычи СРТ «Бокситогорск» Анатолий Охрименко. Из воспоминаний Анатолия Охрименко: «Еще 18 января мы ловили рыбу. Окалывались, выходили на палубу повахтенно. Машина работала на малых оборотах, держались носом на волну. Вечером пошли в лёд. К утру 19-го ветер усилился, лёд разметало, а потом нас вынесло на чистую воду. Порывы урагана были настолько сильные, что нас клонило на борт не столько волной, сколько ветром. Но судно держалось против зыби, хорошо слушалось руля. На вахте стоял второй помощник, очень опытный, хороший штурман. Без пятнадцати восемь утра мы впятером забежали в кают-компанию попить чаю. Только я налил стакан, как почувствовал: судно резко легло на левый борт. Не успело выровняться – вторая волна положила его ещё круче. Больше «Бокситогорск» не поднялся. Мы бросились из кают-компании. В коридоре я увидел боцмана. Из-за сильного крена он лежал на переборке, я крикнул ему: «Прыгай!», ухватился за поручни, подтянулся и вылез на борт. Видимость была очень плохая, потому что от сильного мороза над водой стелился пар. Случайно натолкнулся на небольшую льдинку. Забраться не смог, потому что она переворачивалась, да и сил уже было мало. Кое-как уцепился за неё, так и держался. Руки уже не слушались, голова обледенела, и я почти ничего не видел. Вдруг кончился снежный заряд, и я заметил корпус траулера буквально в сотне метров от себя».
Моряки, что наблюдали гибель «Бокситогорска», еще не знали всего масштаба трагедии, которая разыгрывалась прямо в этот момент в Бристольском заливе Берингова моря. Капитаны трех средних траулеров Невельской базы тралового флота – «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» – тоже не вышли на связь. Их постигла та же участь, что и «Бокситогорск», – обледенение, потеря остойчивости, оверкиль. Причем для судов это произошло настолько внезапно, что они не успели подать сигнал бедствия. Суда по всей видимости перевернулись внезапно, навеки похоронив в море свои экипажи.
После того, как шторм стих, началась спасательная операция – пропавшие суда искали не только траулеры Беринговоморской экспедиции, но и корабли ВМФ и морские силы Береговой охраны США. Поиски длились три недели. За их время удалось найти в воде спасательный круг с «Севска», трюмные бочки с надписью «Себеж» и ящик лампочек, которые этот траулер вез для передачи другому судну. «Нахичевань» же исчезла без следа.
Эта трагедия навсегда останется в сердцах людей. Память о погибших будет жить вечно, а каждый год мы будем собираться, чтобы почтить их память и вспомнить о тех страшных событиях, которые изменили жизни многих людей.
Служба информации «Невельские новости»