Администрация Невельского муниципального округа
Невельский муниципальный округ Сахалинской области

Рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодёжной среде

Цели и задачи деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде: - создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде молодёжи; - создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности; - создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодёжи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; - развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи; - развитие позитивных молодёжных субкультур, общественных объединений, движений, групп; - создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодёжи.
Рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодёжной среде.

Цели и задачи деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде:

-     создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде молодёжи;

-     создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;

-     создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодёжи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

-     развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи;

-     развитие позитивных молодёжных субкультур, общественных объединений, движений, групп;

-     создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодёжи.

      При организации системной работы по профилактике молодёжного экстремизма помимо непосредственной, прямой профилактики – необходимо выстраивать систему этой деятель­ности с опорой на методы и формы работы, затрагивающие и среду, и личность. Главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет.

      В основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц, пребывающими в кризисном возрасте, должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами.

      При организации работы по профилактике молодёжного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой  систему, включающую несколько уровней:

1. Вся молодёжь, проживающая на территории России. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищённости, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Молодёжь, находящаяся в ситуации возможного попадания в поле экстремистской актив­ности (молодёжь в зоне риска). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодёжной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.

К таким категориям могут быть отнесены:

-     выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

-     «золотая молодёжь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

-     дети, подростки, молодёжь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

-     носители молодёжных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

-     члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

      При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодёжь. Наиболее опасным с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» – «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищённости. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах и даже погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

       Основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодёжной среде должны быть ориентированы на:

-     оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, её улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодёжи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

-     формирование механизмов оптимизации молодёжного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;

-     создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

-     разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

       Профилактика экстремизма невозможна без целенаправленной работы по формированию межнациональных отношений в молодёжной среде. Значительная часть экстремистских проявлений в молодёжной среде происходит на межнациональной и религиозной почве.

       В последнее время экстремистские проявления значительно усилились в студенческой среде. Многие из них происходят на межнациональной почве. В целях профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде можно предложить рассмотреть как меры и по необходимости применить следующее:

1.       Повысить роль студенческих общественных объединений в жизни вуза, степень их влияния на процессы в студенческой среде.

2.       Организовать в образовательных учреждениях факультативные курсы по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму, создать стенды антиэкстремистской направленности в корпусах учебных заведений и студенческих общежитиях, активнее привлекать органы правопорядка к этой работе.

3.       Организовать мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов, направленных на разжигание межнациональных конфликтов.

4.       Установить одним из критериев качества воспитательной работы в вузах количественный показатель, отражающий зависимость её состояния от числа студентов, привлечённых к уголовной и, в отдельных случаях, к административной ответственности.

5.       Разработать и реализовать с участием национальных диаспор комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в студенческой среде, включая создание клубов интернациональной дружбы.

6.       Ввести в учебные программы образовательных учреждений преподавание основ межнационального общения и интернационального воспитания учащихся.

7.       В рамках воспитательной работы образовательных учреждений усилить внимание к мероприятиям по пропаганде культуры и традиций народов России  и обучению навыкам бесконфликтного общения, а также просвещению учащихся о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества.

8.       Внедрять в вузах специальные комплексные программы по адаптации  и интеграции студентов из субъектов Российской Федерации, в частности Северо-Кавказского федерального округа, и оказывать содействие инициативам по их поддержке со стороны различных общественных организаций, в т.ч. национальных диаспор.

9.       Ввести в штат студенческих общежитий специалистов по воспитательной работе с иногородними и иностранными студентами.

10. Создавать в вузах добровольные интернациональные студенческие дружины для поддержания общественного порядка и предупреждения конфликтов на почве этнической неприязни на территории учебных заведений, общежитий и студенческих городков.

11. Разработать механизмы специальной системы подготовки кадров из числа представителей различных национальностей, обладающих общероссийским государственным самосознанием и менталитетом, в целях формирования нового поколения региональных элит. В этих целях необходимо более тщательно отбирать состав участников целевых наборов в вузы и создать систему поиска наиболее одарённых молодых людей в образовательных учреждениях с целью направления их на дальнейшее обучение в престижные вузы страны. 

Возврат к списку


Элемент не найден!

Возврат к списку


 

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике